Освой Android играючи

Сайт Александра Климова

Шкодим

/* Моя кошка замечательно разбирается в программировании. Стоит мне объяснить проблему ей - и все становится ясно. */
John Robbins, Debugging Applications, Microsoft Press, 2000

Toast - всплывающие сообщения (Kotlin)

Добавляем картинку

Доступна отдельная версия для Java

Вступление

Что такое тост? Представьте себе картину. За столом собралась большая куча народа и весело отмечает день рождения кота. Стоит шум и гам. Соседи громко разговаривают между собой и не обращают внимания на других. И тут из-за стола поднимается всеми уважаемый человек со стаканом вина и вилочкой стучит по стеклу стакана, чтобы привлечь внимание присутствующих. Шум смолкает и человек произносит тост. Также и в телефоне, когда вы увлечены какой-то задачей, вдруг всплывает сообщение, привлекая ваше внимание. Это и есть Toast. Второй пример - когда вы заряжаете специальный хлеб (тосты) в тостер, то они через определённое время подпрыгивают, сигнализируя о своей готовности. Посмотрим, как это работает в Android.

Теория

Всплывающее уведомление (Toast Notification) является сообщением, которое появляется на поверхности окна приложения, заполняя необходимое ему количество пространства, требуемого для сообщения. При этом текущая деятельность приложения остаётся работоспособной для пользователя. В течение нескольких секунд сообщение плавно закрывается. Всплывающее уведомление также может быть создано службой, работающей в фоновом режиме. Как правило, всплывающее уведомление используется для показа коротких текстовых сообщений.

Практика

Для создания всплывающего уведомления необходимо инициализировать объект Toast при помощи метода Toast.makeText(), а затем вызвать метод show() для отображения сообщения на экране:


val text = "Пора покормить кота!"
val duration = Toast.LENGTH_SHORT

val toast = Toast.makeText(applicationContext, text, duration)
toast.show()

Но обычно пишут в одну строчку, соединяя вызов методов в цепочку.


Toast.makeText(applicationContext, text, duration).show()

У метода makeText() есть три параметра:

  • Контекст;
  • Текстовое сообщение;
  • Продолжительность времени показа уведомления. Можно использовать только две константы;

Константы для указания продолжительности показа сообщения

  • LENGTH_SHORT — (По умолчанию) показывает текстовое уведомление на короткий промежуток времени;
  • LENGTH_LONG — показывает текстовое уведомление в течение длительного периода времени.

Если покопаться в исходниках Android, то можно найти такие строчки:


private static final int LONG_DELAY = 3500; // 3.5 seconds
private static final int SHORT_DELAY = 2000; // 2 seconds

Как видите, уведомления выводятся на 3 с половиной секунды или на 2 секунды. Других вариантов нет, не пытайтесь использовать другие значения - у вас ничего не получится.

Настройка позиции на экране

По умолчанию стандартное всплывающее уведомление появляется в нижней части экрана. Изменить место появления уведомления можно с помощью метода setGravity(int, int, int). Метод принимает три параметра:

  • стандартная константа для размещения объекта в пределах большего контейнера (например, GRAVITY.CENTER, GRAVITY.TOP и др.);
  • смещение по оси X;
  • смещение по оси Y.

Например, если вы хотите, чтобы уведомление появилось в центре экрана, то используйте следующий код (до вызова метода show()):

 
toast.setGravity(Gravity.CENTER, 0, 0); 

Для вывода в левом верхнем углу.


toast.setGravity(Gravity.TOP or Gravity.LEFT, 0, 0)

Если нужно сместить уведомление направо, то просто увеличьте значение второго параметра. Для смещения вниз нужно увеличить значение последнего параметра. Соответственно, для смещения вверх и влево используйте отрицательные значения.

Не забывайте про метод show()

Типичная ошибка начинающих программистов - забывают добавить вызов метода show() для отображения сообщения на экране. К счастью, в студии, если вы пропустите метод show(), то строка будет подсвечена, а при подведении указателя мыши к строке увидите:

Метод show()

Пример

Создайте новый проект или используйте любой старый проект из предыдущих занятий. Добавьте на экран активности кнопку и присвойте ей текст Показать Toast. Теперь напишем код:


// Если этот код работает, его написал Александр Климов,
// а если нет, то не знаю, кто его писал.

package ru.alexanderklimov.hellokot

import android.os.Bundle
import android.view.Gravity
import android.widget.Button
import android.widget.Toast
import androidx.appcompat.app.AppCompatActivity

class MainActivity : AppCompatActivity() {

    override fun onCreate(savedInstanceState: Bundle?) {
        super.onCreate(savedInstanceState)

        setContentView(R.layout.activity_main)

        val button: Button = findViewById(R.id.button)
        button.setOnClickListener {
            val text = "Пора покормить кота!"
            val duration = Toast.LENGTH_SHORT

            val toast = Toast.makeText(applicationContext, text, duration)
            toast.setGravity(Gravity.CENTER, 0, 0)
        }
    }
}

Запустите приложение и нажмите кнопку. В центре экрана появится на короткое время текстовое сообщение, которое само исчезнет.

Начиная с Android 4.4, внешний вид всплывающего сообщения изменился, раньше был прямоугольник без закруглений.

Toast

Для закрепления материала напишем ещё один пример. Удалим предыдущий код для щелчка кнопки и напишем такой код:


val duration = Toast.LENGTH_LONG

val toast = Toast.makeText(applicationContext, R.string.cat_food, duration)
toast.setGravity(Gravity.TOP, 0, 0)
toast.show()

Я подумал, что вы можете не заметить сообщение, которое показывается слишком мало времени. Поэтому на этот раз я использовал константу LENGTH_LONG, чтобы вы успели обратить внимание на сообщение и покормить наконец несчастного голодного кота. Помимо этого, я поместил текст сообщения в XML-ресурсы, как это рекомендуется всегда делать. Кроме того, сообщение будет выводиться в верхней части экрана.

Добавляем картинку

Как правило, для Toast используются короткие текстовые сообщения. При необходимости вы можете добавить к сообщению и картинку. Используя метод setView(), принадлежащий объекту Toast, вы можете задать любое представление (включая разметку) для отображения.

Начнем с приготовлений. Подготовьте картинку и разместите её в папке res/drawable, как мы делали в уроке с "Hello Kitty". Картинка будет доступна приложению как ресурс через название файла без расширения. Например, я добавил в папку файл с изображением кота hungrycat.jpg и могу получить к нему доступ через выражение R.drawable.hungrycat. Чтобы изображение появилось в стандартном Toast-сообщении, нам потребуется программно создать объект класса ImageView и задать для него изображение из ресурсов с помощью метода setImageResource(). Сам по себе стандартный внешний вид Toast состоит из контейнера LinearLayout, в который нужно добавить созданный объект ImageView. Можно задать также позицию, в которую следует вывести изображение. Если указать значение 0, то изображение будет показано выше текста. Код для создания Toast с изображением выглядит следующим образом:


button.setOnClickListener {
    val toast = Toast.makeText(applicationContext, R.string.cat_food, Toast.LENGTH_LONG)
    toast.setGravity(Gravity.CENTER, 0, 0)

    val toastContainer = toast.view as LinearLayout
    val catImage = ImageView(this)
    catImage.setImageResource(R.drawable.hungrycat)
    toastContainer.addView(catImage, 0)
    toast.show()
}

Toast с картинкой

Вообще, получив доступ к контейнеру, вы можете делать с ним что угодно. Например, сделать его прозрачным. Смотрится интересно.


val toast = Toast.makeText(applicationContext, "Чеширский кот", Toast.LENGTH_LONG)
val toastContainer = toast.view as LinearLayout
val catImage = ImageView(this)
catImage.setImageResource(R.drawable.hungrycat)
toastContainer.addView(catImage, 0)
// Устанавливаем прозрачность у контейнера
toastContainer.setBackgroundColor(Color.TRANSPARENT)
toast.show()

Создание собственных всплывающих уведомлений

В предыдущем примере мы получили доступ к контейнеру через метод getView(). Можно пойти от обратного - подготовить свой контейнер и внедрить его в объект Toast через метод setView().

Создадим собственный дизайн разметки для сообщения.

Вам нужно создать разметку в файле res/layout/custom_toast.xml.

Определите два дочерних элемента ImageView и TextView:


<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<LinearLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:id="@+id/custom_toast_container"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    android:background="#DAAA"
    android:orientation="vertical"
    android:padding="8dp">

    <ImageView
        android:id="@+id/image"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:layout_marginEnd="8dp"
        android:scaleType="centerCrop"
        android:src="@drawable/hungrycat" />

    <TextView
        android:id="@+id/text"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:layout_gravity="center_horizontal"
        android:text="@string/cat_food"
        android:textColor="#FFF777" />
</LinearLayout>

Для получения разметки из ХМL-файла и работы с ней в программе используется класс LayoutInflater и его метод getLayoutInflater(), которые возвращает объект LayoutInflater. Затем вызовом метода inflate() получают корневой объект View этой разметки. Например, для файла разметки уведомления с именем custom_toast.xml и его корневого элемента c идентификатором android:id="@+id/custom_toast_container" код будет таким:


button.setOnClickListener {
    val inflater = layoutInflater
    val container = findViewById<ViewGroup>(R.id.custom_toast_container)
    val layout: View = inflater.inflate(R.layout.custom_toast, container)
    val text: TextView = layout.findViewById(R.id.text)
    text.text = "Пора покормить кота!"
    with (Toast(applicationContext)) {
        setGravity(Gravity.CENTER_VERTICAL, 0, 0)
        duration = Toast.LENGTH_LONG
        view = layout
        show()
    }
}

Параметры, передаваемые в метод inflate():

  • идентификатор ресурса макета (custom_toast.xml);
  • идентификатор ресурса корневого элемента (custom_toast_container).

После получения корневого элемента из него можно получить все дочерние элементы методом findViewByid() и определить информационное наполнение для этих элементов.

Затем создаётся объект Toast и устанавливаются нужные свойства, например, Gravity и продолжительность времени показа уведомления.

После этого вызывается свойство view(), которому передаётся разметка уведомления, и метод show(), чтобы отобразить уведомление с собственной разметкой.

Запустите проект на выполнение. При нажатии кнопки вызова должно появиться на несколько секунд окно уведомления с текстовым сообщением и значком.

Ради интереса можете посмотреть, как выглядит разметка в исходных кода Android.

Дополнительные сведения

Напоследок хочу предупредить об одной потенциальной проблеме. При вызове сообщения нужно указывать контекст в первом параметре метода makeText(). В интернете и, возможно и у меня на сайте будет попадаться пример makeText(MainActivity.this, ...). Ошибки в этом нет, так как класс Activity является потомком Context и в большинстве случаев пример будет работать. Но иногда я получаю письма от пользователей, которые жалуются на непонятное поведение сообщения, когда текст не выравнивается, обрезается и т.д. Это связано с тем, что активность может использовать определённую тему или стиль, которые вызывают такой побочный эффект. Поэтому я рекомендую вам использовать метод applicationContext().

Второй момент - фрагменты, которые будете изучать позже, не являются потомками контекста. Если вы захотите вызвать всплывающее сообщение в фрагменте, то проблема может поставить вас в тупик. Вам нужно добавить новую переменную класса Activity через метод getActivity():


Activity activity = getActivity();
Toast.makeText(activity, "Кота покормили?", Toast.LENGTH_SHORT).show();

Такое же может случиться при вызове всплывающих сообщений из диалоговых окон, которые тоже не относятся к классу Context. Вместо getApplicationContext() также можно вызывать метод getBaseContext().

Заключение

Сегодня вы научились выводить всплывающие сообщения на экран, а также получили образец кода, который вы обязаны вставлять в любое ваше приложение, чтобы пользователи никогда не забывали кормить своего питомца.

Дополнительное чтение

Обсуждение урока на форуме

Пример частично цветного текста в Toast через Spannable

GrenderG/Toasty: The usual Toast, but with steroids - библиотека, позволяющая создавать продвинутые сообщения

Реклама