Освой программирование играючи
/* Моя кошка замечательно разбирается в программировании. Стоит мне объяснить проблему ей - и все становится ясно. */
John Robbins, Debugging Applications, Microsoft Press, 2000
Список за пять минут
Обработка нажатий
Долгое нажатие и удаление элемента списка
Заключение
Исходный код
Своя разметка
Переключаемся между двумя списками
Очень часто экран приложения состоит из обычного прокручиваемого списка. Например, это может быть список контактов, дни месяца, ассортимент товара, технические характеристики модели и так далее. Android позволяет создать такой список за пару минут.
В предыдущих примерах мы встречали в коде строчку public class HelloWorld extends Activity, что означало наследование от специального класса Activity или производных классов, например, AppCompatActivity. Существует ещё один специальный класс ListActivity, специально разработанный для списков.
Сейчас данный тип активности устарел, так как не слишком удобен для планшетов. Теперь предпочтительнее использовать ListFragment. Но в основе всё равно лежит компонент ListView и базовые приёмы работы не изменились. Изучив данный пример, вы без труда разберётесь и с другими формами отображения списков.
Создадим новый стандартный проект. Мы знаем, что в проекте есть файл activity_main.xml, отвечающий за разметку элементов на экране. Класс ListActivity разработан таким образом, что на экране есть только прокручиваемый список и ему не нужна дополнительная разметка. Поэтому набираемся смелости, выбираем в папке res/layout файл activity_main.xml и удаляем его.
Всё пропало! Теперь ничего не запустится! Don't panic! Открываем java-файл и видим, что студия ругается на строчку setContentView(R.layout.activity_main);, что вполне объяснимо. Мы ведь только что сами удалили файл разметки. Ещё раз набираемся смелости и удаляем эту строчку, она там тоже больше не нужна.
Теперь нужно поставить Android в известность, что мы собираемся использовать экран со списком, поэтому меняем в строчке public class ВашеНазваниеActivity extends AppCompatActivity слово AppCompatActivity (или Activity) на ListActivity. Если набирать вручную, то студия автоматически импортирует нужный класс.
В результате в секции import нашего файла появится новая строка. Там же мы увидим строку, которую можно безболезненно удалить:
import android.app.ListActivity;
import android.app.Activity;
Подготовительные работы закончены. Теперь пришло время подготовить данные для списка, чтобы отобразить их на экране. Создадим массив строк:
final String[] catNamesArray = new String[] { "Рыжик", "Барсик", "Мурзик",
"Мурка", "Васька", "Томасина", "Бобик", "Кристина", "Пушок",
"Дымка", "Кузя", "Китти", "Барбос", "Масяня", "Симба" };
К слову сказать, вы можете создать массив строк в ресурсах, в этом случае вам будет проще редактировать список, не затрагивая код программы. Когда наберётесь опыта, то сами решите, какой вариант лучше.
А теперь начинается самое важное. У нас есть намерение создать экран со списком и сами слова для списка. Необходим некий посредник, который свяжет эти звенья в одно целое. Для подобных целей в Android существует понятие адаптера данных и его определение для работы с массивами строк выглядит так:
new ArrayAdapter(Context context, int textViewResourceId, String[] objects)
Адаптеру нужно от вас три вещи: явки, пароли, деньги, текущий контекст, идентификатор ресурса с разметкой для каждой строки, массив строк.
Мы можем ему предложить ListActivity в качестве текущего контекста (можно использовать ключевое слово this), готовый системный идентификатор ресурса и созданный массив строк. А выглядеть это будет так:
private ArrayAdapter<String> mAdapter;
@Override
protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
super.onCreate(savedInstanceState);
mAdapter = new ArrayAdapter<>(this,
android.R.layout.simple_list_item_1, catNamesArray);
}
Обратите внимание на строчку android.R.layout.simple_list_item_1. В ней уже содержится необходимая разметка для отдельного элемента списка, которая состоит из одного компонента TextView. Если вас не устраивает системная разметка, то можете создать собственную разметку в xml-файле и подключить её. Об этом в следующий раз.
Осталось сделать заключительный штрих - подключить адаптер:
setListAdapter(mAdapter);
Запускаем проект и любуемся своим списком. Он прекрасно прокручивается и каждый пункт подсвечивается при нажатии.
Но пока приложение никак не реагирует на наши нажатия. Исправим ситуацию. Нам нужно знать, на каком пункте списка осуществляется нажатие. У ListActivity есть специальный метод для таких случаев - onListItemClick(). Начинайте вводить первые символы названия метода и студия предложит вам подходящий вариант. Нажмите Enter на предложенном варианте и у вас появится заготовка.
@Override
protected void onListItemClick(ListView l, View v, int position, long id) {
super.onListItemClick(l, v, position, id);
}
У метода четыре параметра. Самым интересным является третий параметр position, который указывает на номер выбранного пункта списка.
Осталось только прописать код для события - давайте выведем всплывающее сообщение, которое будет содержать позицию выбранного элемента списка.
@Override
protected void onListItemClick(ListView l, View v, int position, long id) {
super.onListItemClick(l, v, position, id);
Toast.makeText(getApplicationContext(),
"Вы выбрали " + (position + 1) + " элемент", Toast.LENGTH_SHORT).show();
}
Отсчёт позиций идёт с нуля, поэтому я прибавляю единицу к номеру позиции, чтобы получить информацию в привычном виде.
Замурчательно. Но хочется узнать не номер выбранного пункта, а сам текст. У списка ListView есть специальный метод getItemAtPosition(position), возвращающий объект для заданной позиции. Перепишем код.
Toast.makeText(getApplicationContext(),
"Вы выбрали " + l.getItemAtPosition(position).toString(), Toast.LENGTH_SHORT).show();
В данном случае мы используем первый параметр l, который отвечает за родительский компонент ListView. Возвращаемый объект нужно преобразовать в строку.
В тех методах, у которых нет в параметрах ссылки на ListView, мы можем получить доступ к списку через метод активности getListView().
Запускаем программу и начинаем щёлкать по любой позиции списка - мы получим соответствующее сообщение. Вы можете использовать свой код - вызывать новое окно, проигрывать музыку и т.д.
Расширим возможности списка и научимся обрабатывать долгие нажатия, а также удалять некоторые элементы списка.
Для долгого нажатия существует интерфейс OnItemLongClickListener с методом onItemLongClick(), возвращающим значение. Так как мы собираемся обрабатывать долгие нажатия, то строчку return false; необходимо заменить на return true;.
Добавляем интерфейс в активность, вручную вводя текст implements OnItem, студия предложит подсказку и поможет создать нужный метод для данного интерфейса.
public class MainActivity extends ListActivity implements AdapterView.OnItemLongClickListener {
@Override
public boolean onItemLongClick(AdapterView<?> parent, View view, int position, long id) {
return true;
}
}
Далее внесём небольшое изменение в адаптер данных. Сам по себе массив строк является неизменяемым, и чтобы мы могли удалять пункты из списка, необходимо сконвертировать его в специальный объект ArrayList<String>, который является изменяемым, а уже новый объект отдадим адаптеру. Объявим новую переменную.
private ArrayList<String> catNamesList = new ArrayList<>(Arrays.asList(catNamesArray));
Подключаем к адаптеру.
mAdapter = new ArrayAdapter<>(this,
android.R.layout.simple_list_item_1, catNamesList); //вместо catNamesArray стало catNamesList
Далее прописываем необходимый код для удаления выбранного пункта меню и запускаем программу. Прокручивая список, с удивлением замечаем, что среди кошачьих имён затесался какой-то сраный пёсик Бобик. Пробуем удалить его. Получилось! Теперь наш список выглядит правильно.
@Override
public boolean onItemLongClick(AdapterView<?> parent, View view, int position, long id) {
String selectedItem = parent.getItemAtPosition(position).toString();
mAdapter.remove(selectedItem);
mAdapter.notifyDataSetChanged();
Toast.makeText(getApplicationContext(),
selectedItem + " удалён.",
Toast.LENGTH_SHORT).show();
return true;
}
Метод remove() удаляет элемент из списочного массива, а метод notifyDataSetChanged() уведомляет список об изменении данных для обновления списка на экране.
На всякий случай ещё раз просмотрите список и если увидите чужеродное имя, то удалите его.
Удаление - весьма опасная операция, пользователь может по ошибке нажать на пункт списка. Лучшим решением было бы показать диалоговое окно с подтверждением операции. В последнее время весьма популярным стало использование специального типа уведомления внизу экрана с кнопкой "Отмена", например, готовый компонент SnackBar (о нём говорилось на одном из уроков).
Поначалу эта статья может показаться вам сложной. Не отчаивайтесь, возьмите её как шаблон и на первых порах просто копируйте куски кода. Позже с практикой вы лучше разберётесь в работе со списком.
В данном материале вы познакомились с простым и быстрым способом создания списка на основе системных настроек. Но, если вам нужны более навороченные списки, то изучите статью про элемент управления ListView, а также статью Списки со значками.
package ru.alexanderklimov.listactivitydemo;
import android.app.ListActivity;
import android.os.Bundle;
import android.view.View;
import android.widget.AdapterView;
import android.widget.ArrayAdapter;
import android.widget.ListView;
import android.widget.Toast;
import java.util.ArrayList;
import java.util.Arrays;
public class MainActivity extends ListActivity implements AdapterView.OnItemLongClickListener {
final String[] catNamesArray = new String[]{"Рыжик", "Барсик", "Мурзик",
"Мурка", "Васька", "Томасина", "Бобик", "Кристина", "Пушок",
"Дымка", "Кузя", "Китти", "Барбос", "Масяня", "Симба"};
private ArrayAdapter<String> mAdapter;
private ArrayList<String> catNamesList = new ArrayList<>(Arrays.asList(catNamesArray));
@Override
protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
super.onCreate(savedInstanceState);
//setContentView(R.layout.activity_main);
mAdapter = new ArrayAdapter<>(this,
android.R.layout.simple_list_item_1, catNamesList);
setListAdapter(mAdapter);
getListView().setOnItemLongClickListener(this);
}
@Override
protected void onListItemClick(ListView l, View v, int position, long id) {
super.onListItemClick(l, v, position, id);
// Toast.makeText(getApplicationContext(),
// "Вы выбрали " + (position + 1) + " элемент", Toast.LENGTH_SHORT).show();
Toast.makeText(getApplicationContext(),
"Вы выбрали " + l.getItemAtPosition(position).toString(), Toast.LENGTH_SHORT).show();
}
@Override
public boolean onItemLongClick(AdapterView<?> parent, View view, int position, long id) {
String selectedItem = parent.getItemAtPosition(position).toString();
mAdapter.remove(selectedItem);
mAdapter.notifyDataSetChanged();
Toast.makeText(getApplicationContext(),
selectedItem + " удалён.",
Toast.LENGTH_SHORT).show();
return true;
}
}
Когда в самом начале статьи я говорил, что для ListActivity не нужен шаблон activity_main.xml, то немножко лукавил. На самом деле вы можете подключить свой шаблон, но с одним условием - шаблон должен содержать элемент ListView с идентификатором @android:id/list.
Можно заново создать файл activity_main.xml, если вы его удалили, как вас просили, или файл с другим именем, например, activity_customlist.xml:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<LinearLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
android:layout_width="match_parent"
android:layout_height="match_parent"
android:orientation="vertical" >
<ListView
android:id="@android:id/list"
android:layout_width="wrap_content"
android:layout_height="wrap_content"
android:background="#00FF00" />
<TextView
android:id="@android:id/empty"
android:layout_width="wrap_content"
android:layout_height="wrap_content"
android:text="List is Empty" />
</LinearLayout>
Я специально установил зелёный цвет для фона, чтобы вы поверили, что будет запускаться наш шаблон вместо системного, а TextView с системным идентификатором android:id/empty нужен для отображения текста, если список будет пустым. Осталось добавить строчку кода, который подключает шаблон:
setContentView(R.layout.activity_customlist);
Запустите проект и убедитесь, что загружается наш шаблон. Если вы зададите пустой массив, то вместо списка вы увидите TextView с текстом List is Empty.
Ещё раз напомню, что в стандартных списках отдельный его элемент представляет собой компонент TextView. Если вы хотите создать более сложную разметку с картинками, то вам надо изучить поближе ListView. Для этого на сайте есть отдельный раздел.
Возможно, вам понадобится переходить из одного списка в другой. Например, первый список представляет собой месяцы, а второй - дни недели.
public class MainActivity extends ListActivity {
private String[] mMonthArray = { "Январь", "Февраль", "Котомарт", "Апрель", "Май",
"Июнь", "Июль", "Август", "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь",
"Декабрь" };
private String[] mDayOfWeekArray = new String[] { "Понедельник", "Вторник", "Среда",
"Четверг", "Котопятница", "Субкота", "Воскресенье" };
// Создадим два адаптера
private ArrayAdapter<String> mMonthAdapter, mWeekOfDayAdapter;
private String mMonth, mDayOfWeek;
@Override
public void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
super.onCreate(savedInstanceState);
mMonthAdapter = new ArrayAdapter<>(this,
android.R.layout.simple_list_item_1, mMonthArray);
mWeekOfDayAdapter = new ArrayAdapter<>(this,
android.R.layout.simple_list_item_1, mDayOfWeekArray);
setListAdapter(mMonthAdapter);
}
@Override
protected void onListItemClick(ListView l, View v, int position, long id) {
super.onListItemClick(l, v, position, id);
if (getListAdapter() == mMonthAdapter) {
mMonth = (String) l.getItemAtPosition(position);
setListAdapter(mWeekOfDayAdapter);
mWeekOfDayAdapter.notifyDataSetChanged();
} else {
mDayOfWeek = (String) l.getItemAtPosition(position);
Toast.makeText(getBaseContext(), mMonth + ": " + mDayOfWeek,
Toast.LENGTH_LONG).show();
setListAdapter(mMonthAdapter);
mMonthAdapter.notifyDataSetChanged();
}
}
}
Мы создали два адаптера через массивы строк. Сначала используем первый адаптер. При выборе элемента списка через метод onListItemClick() подключаем другой адаптер. Чтобы изменения отразились на экране, необходимо вызвать метод notifyDataSetChanged().
Обсуждение статьи на форуме.